VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006492
Тема: Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Содержание
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

	«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

	

	

	Юридический факультет 

	Кафедра Уголовного права и уголовного процесса











«Допущен к защите»

И.о.зав. каф.

К. ю.н, доцент

______________  А.В. Иванов

            

«__»________________2017 г.



 



	ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ)  РАБОТА

	

	По направлению 40.03.01 «Юриспруденция»

	

	на тему «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»

	

	

	

	

	

	

	

	

	Работу выполнила

	Студент  гр. ДЗЮТ 14у                 _____________               К.С. Клепова

	

	Научный руководитель

	К.ю.н., доцент                               ______________             А.В. Иванов

	

	

	

	

	

	                                                   Казань, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

	

	ВВЕДЕНИЕ	3

		1.	ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ	7

		1.1.	История развития законодательства, регулирующего производство по делам несовершеннолетних	7

	1.2. Международно-правовые акты, регулирующие права несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых	14

	1.3. Общая характеристика правового положения несовершеннолетних, как участников уголовного судопроизводства	21

		2.	ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ	29

	2.1. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних	29

	2.2. Особенности производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних	39

	2.3. Рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних лиц в судебном заседании	48

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	64

















ВВЕДЕНИЕ



Преступность в среде несовершеннолетних на протяжении нескольких десятилетий является актуальной проблемой современного общества, что в целом является результатом реформирования политической и экономической жизни, начатых еще в конце двадцатого века.

Подростковая преступность представляет собой сложное социально-правовое явление и является объектом пристального внимания государственных и социальных органов, общественных организаций, общеобразовательных учреждений и т.д.

Стоит пояснить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации  к несовершеннолетним относятся лица, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.

Несовершеннолетние преступники являются неотъемлемой составляющей  социальной базы организованной и рецидивной преступности. Кроме того, подростковая преступность деформирует личностное развитие самого несовершеннолетнего преступника, способствуя тем самым продолжению его криминальной деятельности.

Подростковая преступность служит мощным источником самодетерминации преступности (одно удачно совершенное и нераскрытое преступление, часто порождает другое). Криминальная зараженность несовершеннолетних на сегодняшний день благоприятствует преступному распространению криминального образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде и ее «криминальному заражению», что приводит к криминальной зараженности «завтрашних» несовершеннолетних.

Проводимые в данной области исследования демонстрируют, что многие опасные преступники начинали свою преступную деятельность в подростковом возрасте, и чем раньше лицо начинает совершать преступления, тем труднее оно поддается исправлению.

К причинам преступности несовершеннолетних следует отнести: расслоение общества, низкий уровень жизни, распространение пьянства и наркомании среди подростков, падение моральных устоев, нравственности, ТВ и интернет, постоянно пропагандирующие развратный образ жизни, отсутствие волевых качеств у самих подростков и т.д. Детерминантами преступности несовершеннолетних зачастую является психология подростка.

Велика роль социально-экономических причин. Низкий уровень жизни приводит к отсутствию необходимых и достаточных условий для жизни подростков, что, как следствие, приводит к бродяжничеству, асоциальному образу жизни, девиантному поведению, а также ведет к совершению преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут иметь различные детерминанты, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что зачастую преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

	Актуальность темы исследования заключается в том, что преступность в среде несовершеннолетних  всегда являлась очень серьезной проблемой, с которой, в различной степени приходится  сталкиваться и осуществлять поиск методов борьбы  каждому государству. 

	Производство по делам о преступлениях, совершенных подростками, имеет значительные особенности. Обособленное правовое положение в обществе несовершеннолетних лиц, определяет необходимость регламентации особых правил и процедур обращения с несовершеннолетними правонарушителями относительно всех стадий уголовного процесса. 

	Степень разработанности данной темы, опирается и основывается на различные вопросы, связанные с судопроизводством по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, рассматриваемых в научных исследованиях и публикациях Д.В. Павлов,  И.П. Слободянюк, Н.В. Спесивов,  Ф.М. Городинец , Ю.Р. Орлова,  А.Н.  Дощицын,  Х.М. Шахбанова,  А. В.  Бриллиантов, Л.А.Шестакова. Труды этих ученых внесли существенный вклад в развитие науки уголовного процесса. 

В качестве объекта исследования выступают отношения, складывающиеся в ходе осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

В качестве предмета исследования выступает порядок осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Целью исследования является  изучение теоретических и правовых аспектов, а так же анализ судебной практики производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в целях выявления проблем и  разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, определяющего порядок деятельности всех субъектов уголовного процесса в сфере судопроизводства по делам данной категории.

Для успешной реализации поставленной цели, в работе было намечено решение следующих задач:

		-изучить 	историю развития законодательства, регулирующего производство по делам несовершеннолетних;

	-рассмотреть международно-правовые акты, регулирующие права несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых;

	-дать общую характеристику правового положения несовершеннолетних, как участников уголовного судопроизводства;

	-проанализировать особенности возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних;

	-рассмотреть особенности производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних;

	-проанализировать принципы и практику рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних лиц в судебном заседании.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания в сочетании с различными видами анализа и синтеза. 

В работе также использованы частно-научные методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и статистический.

Теоретической основой для выпускной квалификационной работы послужили основные идеи, содержащиеся в специальной литературе, по уголовно-процессуальному праву, посвященные вопросам уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних.

В качестве нормативно-правовой базой исследования выступают международные правовые акты, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина применительно к сфере уголовно-процессуального законодательства, Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ.

Эмпирическая база исследования включает в себя опубликованные материалы судебной практики; постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации; статистические данные о рассмотрении уголовных дел судами Российской Федерации за 2012 – 2017 гг.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию проблем, связанных с судопроизводством по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и формулированию конкретных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ в отношении несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования, заключается в  совокупности предложений, сформулированных на основе комплексного анализа норм действующего уголовно-процессуального законодательства и судебной практики, способствующим  совершенствованию уголовного судопроизводства.

Структура и объем дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ



История развития законодательства, регулирующего производство по делам несовершеннолетних



Социально-экономические проблемы, с которыми в последние годы вновь столкнулось российское общество, оказали негативное влияние и на уровень преступности. Инфляция, безработица, отсутствие жизненных перспектив в малых городах и селах — все эти факторы еще с 1990-х годов влияли на уровень преступности в постсоветской России. 

Современная российская преступность не только растет, но и молодеет. Новый всплеск молодежной и подростковой преступности — тревожный фактор. Он свидетельствует о глубоких кризисных тенденциях в жизни российского общества.

 В 2016 г. детская и подростковая преступность в России выросла на 5 %. Этот достаточно внушительный показатель роста в Министерстве внутренних дел Российской Федерации связывают с последствиями экономического кризиса. 

В 1990-е годы российское общество столкнулось с небывалым всплеском преступности, который объяснялся сразу несколькими факторами:

 1) экономическим кризисом, вследствие которого происходило резкое обнищание населения; 

2) социальным коллапсом, заключавшимся в росте количества безработных, распространении алкоголизма и наркомании и прочих негативных тенденций; 

3) разрушением советской идеологической системы, в том числе и в сфере образования и воспитания подрастающих поколений; 

4) влиянием западной массовой культуры в ее худших проявлениях.

Однако в действительности проблемы роста молодежной и подростковой преступности были значительно глубже. 

Постсоветская молодежная и подростковая преступность брала начало именно в советском периоде отечественной истории, а становление первых наиболее крупных и жестких группировок происходило тогда, когда еще существовали и партийные, и комсомольские структуры, более того — они находились в расцвете возможностей и влияния. 

Именно в 1970-е — 1980-е гг. началось формирование «районных» молодежных группировок, некоторые из которых на рубеже 1980-х — 1990-х гг. трансформировались в самые настоящие организованные преступные группировки.

На самом деле, процесс криминализации советской молодежи начался еще раньше — в послевоенный период, и был связан как с высокой долей беспризорных детей и детей, росших без отцов (феномен «безотцовщины» послевоенного поколения), так и с прошедшими после войны и в середине 1950-х гг. амнистиями, в результате которых из тюрем и лагерей вышли на свободу вчерашние заключенные. Многие из них осели в тех же местах, где отбывали заключение.

 Действующее законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних явилось результатом многовекового развития. 

На протяжении развития уголовного права в России статья об уголовной ответственности несовершеннолетних претерпевала различные изменения. Рассмотрим несколько фактов:

 В шестнадцатом веке лица до семи лет не признавались виновными даже при совершении убийства. 

В начале восемнадцатого века малолетних (до 10 лет) за воровство 

При Екатерине II 10-летние преступившие закон считались невменяемыми, за преступления, наказываемыми смертной казнью для взрослых, лица от 10 до 15 наказывались розгами. Старшие – до 17 лет – плетями. Десятилетний возраст до сей поры является серьезным оправдательным фактором для преступлений любой тяжести.

В начале и середине первого десятилетия советского периода на совершивших противоправные действия несовершеннолетних стремились воздействовать усиленным педагогическим или медико-педагогическим воздействием. 

Уголовному преследованию подвергались лишь несовершеннолетние, уличенные в особо тяжких преступлениях (убийствах с отягчающими обстоятельствами, изнасилованиях).

В 1924 году введено понятие «малолетний правонарушитель». С 1929 по 1935 лиц младше 16 лет не подвергали уголовному наказанию. С 1935 по 1940 год прошлого столетия статьи УК могли распространять свое действие и на 12-летних правонарушителей. Не применялась лишь смертная казнь.

 В послевоенное время законодательными органами вменялось послабление условий наказания для несовершеннолетних преступников и преобладание принудительно-воспитательных мер для незначительно нарушивших закон.

Необходимо сказать, что «судебная система России к середине XIX в. практически сохранялась в том виде, в каком она сложилась еще в конце XVIII – начале XIX в. В структуре судебных органов действовали также особые суды для дворян, горожан, крестьян, совестные, межевые и т.д.».

Целью судов по делам малолетних преступников было не возмездие, а исправление и сохранение для общества работников и граждан.

Во второй половине XIX века значительное внимание законодателя, а также представителей российской юридической науки стало уделяться исследованию проблем преступности и ответственности несовершеннолетних. Подобное во многом было обусловлено ростом процессов криминализации детей и подростков в отмеченный период, на что, разумеется, обратили внимание исследователи-правоведы.

 Поскольку уголовный закон является основной формой выражения государственно-правовой воли в процессе противодействия преступности, законодательные положения, касающиеся вопросов ответственности несовершеннолетних, следует, по нашему мнению, считать главным проявлением государственной политики в сфере борьбы с преступностью лиц, не достигших совершеннолетия. 

Уголовным законодательством в рамках более или менее развитой правовой системы всегда регламентируется особый подход к несовершеннолетним, совершившим преступления. Подобный принцип основан на проведении возрастной дифференциации и выражается как в определенных ограничениях механизма привлечения соответствующих лиц к ответственности, так и в возможности установления специальных мер уголовно-правового характера, применяемых к не достигшим совершеннолетия правонарушителям. 

Анализ законодательных актов Российской империи позволяет сделать вывод о том, что к моменту обострения проблемы преступности несовершеннолетних, к 1860-м годам, в российской правовой системе отсутствовали нормы, закрепляющие и регламентирующие особый статус детей и подростков, совершивших правонарушения. 

Разумеется, действовавшее тогда Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало определенные специальные положения, касающиеся несовершеннолетних, однако это не позволяет говорить о признании за лицами, не достигшими совершеннолетия, специального правового статуса в процессуальном и уголовно-исполнительном аспектах.

 В современной научной литературе отмечается по этому поводу, что до реформ Александра II законодатель не преследовал цели создания нормативных правовых актов, направленных на профилактику детской преступности, и лишь в 1864 году впервые упоминается об отдаче несовершеннолетних преступников в особые учреждения — исправительные приюты. 

Детальный анализ законодательства Российской империи позволяет утверждать, что специальный правовой статус несовершеннолетние преступники получили только в 1897 году, когда был принят Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказуемости».

 Данный правовой акт стал результатом эволюции законодательства об ответственности детей и подростков. 

Следует отметить, что многие положения, касающиеся вопросов оптимизации правовой политики государства в области противодействия преступности несовершеннолетних, были теоретически обоснованы в трудах видных российских юристов второй половины XIX века. 

Еще А.Ф. Кистяковский в своих работах отмечал существование специфических причин, толкающих несовершеннолетних к совершению преступлений. 

Соответственно, лица, поведение которых обусловлено особыми детерминантами, не могут рассматриваться в общей, аморфной массе преступников. В противном случае деятельность по снижению социальной опасности и ресоциализации данных лиц попросту не будет иметь должного результата. 

Учитывая сказанное, в числе особенностей формирования государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних стоит выделить наличие своего рода диалога между представителями правовой доктрины и законодателем. Другой любопытной особенностью процесса выработки рассматриваемого среза государственно-правовой политики в России было наличие различных подходов в понимании степени социальной опасности криминализованных детей и подростков, а также различных оценок фактического положения в сфере противодействия преступности несовершеннолетних в целом.

 Так, видные представители отечественной юриспруденции А.Ф. Кистяковский и Д.А. Дриль в своих работах указывали на то, что несовершеннолетние являются своего рода орудиями, посредством которых проявляют себя неблагоприятные общественные явления, а причины преступности детей и подростков лежат за пределами человеческого сознания, скрываясь в различных социальных проблемах. 

А.Ф. Кистяковский, ссылаясь на данные статистики, заявляет о том, что подавляющее большинство малолетних преступников вырастают в нищете или в условиях отсутствия родительской опеки. Об этом свидетельствует и тот факт, что большую часть конкретных видов преступлений, совершаемых малолетними, составляли мелкие кражи. В частности, А.Ф. Кистяковский отмечает: «Среди малолетних преступников только самый ничтожный процент детей происходит от достаточных родителей, а все остальные суть дети или нищих и бродяг, или преступников, или умерших и без вести пропавших, и людей, коих обеспечение сомнительно. Едва ли можно сомневаться, что заброшенность детей, бедность и безнравственность родителей играют исключительно господствующую роль между причинами преступности детей. 

Статистические цифры показывают, что почти все преступления, совершаемые малолетними, заключаются или в нищенстве и в бродяжестве, или в краже и мошенничестве».

 Подобная трактовка криминогенных детерминантов встречается и в работах Д.А. Дриля, который в свою очередь отмечал необходимость воздействия на так называемые зародыши преступного поведения, существующие в социальной среде. 

Однако другой видный российский юрист рассматриваемого периода — Н.С. Таганцев имел совсем другое мнение. Обосновывая необходимость привлечения к уголовной ответственности с 10-летнего возраста, Н.С. Таганцев указывал на то, что лишение государства полномочий по уголовному преследованию малолетних зачастую влечет за собой невозможность обнаружения признаков участия в совершенных ими деяниях совершеннолетних лиц. 

 Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что в России второй половины XIX века наряду с либеральными взглядами на правовое положение несовершеннолетних преступников существовали также вполне обоснованные концепции, в соответствии с которыми дети и подростки, перешагнувшие черту  закона, считались не невинными жертвами тяжелых социальных обстоятельств, а лицами, представляющими значительную общественную опасность. 

В заключение необходимо отметить, что государственно-правовая политика российского государства в области противодействия преступности несовершеннолетних второй половины XIX века в процессе своего формирования и развития обладала значительными особенностями, среди которых можно выделить: 

— эволюционный характер принятых законодательных мер по оптимизации правового регулирования в части ответственности и наказания несовершеннолетних преступников. В этой связи формирование рассматриваемого среза государственной политики в значительной степени совпало с процессами развития и оптимизации отечественной правовой системы в целом; 

— существование диалога между представителями правовой доктрины и законодателем; 

— дискуссионность важнейших аспектов фактической проблемы противодействия преступности несовершеннолетних, неоднородность статистических материалов и, соответственно, существование противоположных по сути идей относительно необходимости изменения и оптимизации государственно-правовой политики в этой сфере. 

Принимаемые законодателем меры в сфере противодействия преступности несовершеннолетних во второй половине XIX века были во многом последовательны, а реакция на повышение интенсивности криминальных процессов в среде несовершеннолетних адекватной. 

В итоге предпринятые законодательные шаги стали своеобразной прелюдией существенных изменений правового положения несовершеннолетних преступников в конце XIX — начале ХХ вв., создали почву для установления особого порядка отправления правосудия по делам о преступлениях в отношении данной категории правонарушителей.

Изучив исторический аспект развития уголовного законодательства, можно прийти к выводу, что  в различные периоды своего становления оно по большей мере было направлено на  цели перевоспитания и исправления несовершеннолетних преступников, а также стремилось к максимальному предупреждению детской преступности.



1.2. Международно-правовые акты, регулирующие права несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых



Основными международными актами в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом, являются:

	Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и ратифицирована Российской Федерацией в 1990 г.).

	Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

	Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (приняты 14.12.1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

	Рекомендация №R (99) 19 Комитета министров государствам-членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах (принята Комитетом министров 15 сентября 1999 года на 679-й встрече представителей Комитета).

Конвенция о правах ребенка – международный правовой акт, посвящённый широкому спектру прав ребёнка. 

Инициатива разработки Конвенции принадлежит Польше и связана с провозглашением Организацией Объединенных Наций 1979 года Международным годом ребёнка, в честь 20-летия принятия Декларации прав ребёнка. 

Автором первоначального проекта Конвенции о правах ребенка является польский профессор, специалист по международному праву А. Лопатка. 

Разработка документа велась на протяжении десяти лет и завершилась в 1989 году. Одобрение Конвенции о правах ребенка было приурочено к 30-летию принятия Декларации прав ребёнка 20 ноября 1989 г. В 1996 году по инициативе Франции 20 ноября был объявлен Днем прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка является основным документом международного права обязательного характера, состоит из 54 статей, определяющих права ребенка от рождения до 18 лет. 

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. 

Конвенция, в частности, четко обозначила те границы, в пределах которых осуществляется правосудие в отношении несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. 

Статьи 37–41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. 

Так, в статье 37 отмечается, что государства-участники обеспечивают, чтобы:

	ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. 

	Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

	ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

	каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста.

d)каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Таким образом, Конвенция о правах ребенка стала основополагающим документом международного права, охватывающим основные направления реализации прав ребенка, обеспечивающим приоритетность интересов детей, создание максимально возможных условий для наилучшего развития личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

Пекинские правила (Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) ознаменовали собой новый этап развития правосудия в отношении несовершеннолетних.

 Они были созданы учеными и практиками-юристами из разных стран мира. Впервые ООН определила основные положения юридической доктрины о несовершеннолетнем.

Основные нормы, указанные в Пекинских правилах, включают в себя:

 а) понятие несовершеннолетнего правонарушителя;

б) понятие так называемого статусного преступления (правонарушения);

в) обеспечение конфиденциальности в делах о несовершеннолетних оценивается в Пекинских правилах как гарантия избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации (ст. 8.1). 

В Пекинских правилах делается попытка придать требованиям конфиденциальности универсальный характер, рассматривать его как обязательный общий принцип всего судебного процесса по делам несовершеннолетних.

Вторая часть Пекинских правил посвящена вопросам расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. 

В Правилах подчеркивается, что не должно быть никакого в этом давления на несовершеннолетнего, тем более его запугивания на всех уровнях прекращения дела, например, для того, чтобы избежать судебного процесса.

	документе содержится требование к государствам-членам международного сообщества создания системы функционирующей ювенальной юстиции. 

	           Такой подход необычен для международных документов, касающихся юстиции, что и повысило уровень доверия к Пекинским правилам.

	           Как сказано в ст. 1.4 Пекинских правил, «правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи в поддержании мирного порядка в обществе».

	Эр-Риядские руководящие принципы (Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних) определили шесть основополагающих принципов в отношении государственной политики, направленной на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

1) Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывании гуманистического взгляда на общество и жизнь.

	Предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

	Молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и для контроля. Иной подход к решению проблемы социализации детей был бы ошибочным, так как нельзя до 18 лет только готовить ребенка к жизни в обществе и контролировать его, а с 18 лет требовать от него самостоятельности и ответственности за свои поступки.

	В центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Данный принцип предостерегает государственную социальную политику от карательных мер в отношении несовершеннолетних и призывает предупреждать преступность среди несовершеннолетних социально-педагогическими средствами, путем создания благоприятных условий для развития ребенка с раннего возраста.

	Прогрессивная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и систематического изучения и выработки мер в этом направлении должна избегать криминализации поведения ребенка, не причиняющего серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.

	Приоритет следует отдавать применению общинных служб и программ, а официальные учреждения социального контроля рекомендуется использовать лишь в крайних случаях.

	Рекомендация № R (99) 19 (принята Комитетом министров 15 сентября 1999 года на 679-й встрече представителей Комитета) была подготовлена Комитетом экспертов по медиации в уголовных делах, учрежденным Европейским комитетом по проблемам преступности (СDPC). 

	В ней Комитет министров рекомендовал применение медиативных процедур в уголовно-правовой сфере.

Рекомендация обращает особое внимание на следующие моменты:

- необходимость личного активного участия в уголовном процессе пострадавшего, правонарушителя и других лиц, кого данное происшествие касается, а также вовлечения в него местного сообщества;

- признание законного интереса пострадавшего иметь более весомую роль при определении правовых последствий причиненного ему вреда, вступать в диалог с правонарушителем, получать от правонарушителя извинения и возмещение ущерба;

-  необходимость развития чувства ответственности у правонарушителя, предоставляя ему тем самым возможности для исправления, способствующие в дальнейшем его возвращению в общество и реабилитации;

	-признание, что медиация может усиливать понимание как отдельным человеком, так и местным сообществом в целом их важной роли в предупреждении и сдерживании преступлений, а также в разрешении сопутствующих конфликтов, способствуя этим достижению целей правосудия по уголовным делам более конструктивными и менее репрессивными средствами; признавая, что медиация требует особых навыков и делает необходимым принятие сводов профессиональных правил и создание системы признаваемого государством обучения.

	приложении к Рекомендации изложены принципы и положительные стороны применения медиативных процедур, а именно:

- определение, основные принципы, модели и правовая основа медиативных процедур;

- особенности функционирования системы уголовной юстиции в связи с проведением медиации;

- вопросы деятельности служб медиации (нормы, квалификационные требования к медиаторам и их обучение, ведение конкретных дел, результаты медиации);

-  вопросы развития медиации.

	целом, данные международные правовые акты являются основой развития прогрессивного цивилизованного общества, обеспечивая безусловный приоритет прав ребенка в качестве объекта особой защиты в контексте общих прав человека. 

	Обозначенные документы определяют основной вектор развития национальных правовых систем, декларируют приоритет воспитательных мер воздействия над карательными, определяя их как крайние.

	

1.3. Общая характеристика правового положения несовершеннолетних, как участников уголовного судопроизводства



Несовершеннолетние участники уголовного судопроизводства обладают особым процессуальным статусом, который предполагает создание дополнительных механизмов охраны их прав. Несмотря на определенную разработанность данной проблематики в рамках науки уголовно-процессуального права, ее актуальность остается достаточно высокой.

 Это связано, в первую очередь, с целым рядом факторов: значительным числом несовершеннолетних правонарушителей, увеличением числа преступных посягательств на несовершеннолетних, несовершенством действующего российского уголовно- процессуального закона, спецификой правоприменения и т.д. 

В решении проблемы обеспечения прав несовершеннолетних в российском уголовном процессе усилия законодателя, к сожалению, нередко носят бессистемный характер.

Процессуальное положение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве базируется на триединстве его процессуальных статусов: общего, специального, индивидуального.

 Общий уголовно-процессуальный статус - это часть общеправового статуса человека, представляющая собой систему прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации и обеспечения любого участника уголовного судопроизводства. Такая конструкция основывается на системе основополагающих прав человека, получивших закрепление в нормах международного права, Конституции РФ, УПК РФ. 

Специальный уголовно-процессуальный статус несовершеннолетнего - это конкретизированный общий статус с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетнего и его уголовно-процессуальной роли. Индивидуальный уголовно-процессуальный статус несовершеннолетнего является наиболее динамичным и нестабильным образованием и обозначает правовое положение отдельно взятого несовершеннолетнего, являющегося участником уголовно-процессуальных отношений в рамках производства по конкретному уголовному делу. 

Таким образом, необходимо рассматривать несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства как личность со сложным процессуальным положением, определяемым триединством его процессуального статуса.

Правовое положение несовершеннолетнего в сфере уголовно-процессуальных отношений зависит от того, какую функцию в уголовном судопроизводстве он выполняет. 

Процессуальными функциями называются виды и направления деятельнос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44